Галерею женского портрета продолжает известнейшая картина Вермеера.«Молочница», или «Служанка с кувшином молока» — знаменитая картина Яна Вермеера из Делфта. Пожалуй, она даже более популярна, чем его же «Искусство живописи». А между тем она проста как правда – как голая, сермяжная правда. Стоит девушка, льет из кувшина в миску молоко. На столе – корзинка с хлебом, на стене – плетеный короб и жестяной фонарь, на полу – грелка для ног в виде ящичка. Из окна на беленую стену льется белый свет. Всё!Молочница, И. ВермеерВермеер открывает бесконечную глубину, спрятанную в каждой обыденной вещи. Но при этом в изображенных им вещах не скрывается ничего сверхъестественного – только то, что представляет собой эта вещь. Только молоко. Только плетенка. Только побелка на стене. Только синий фартук служанки. Но глубина – или, лучше сказать, наличность, присутствие этой вещи настолько сильно, настолько ошеломляюще, настолько бытийственно, что каждая вермееровская вещь бесконечно мистична.Обратите внимание Мистика заключена не в каком-то ее особом содержании, не в связанной с ней истории, не в романтическом переживании, сопряженном с ней (как это чаще всего бывает у других художников, даже в жанре натюрморта), а в ней самой как таковой. Поразительно, как ему это удается?!Основное средство, которое использовал художник – это, как ни странно, краски, их цвет и текстура. Присмотритесь к теням в картине – они цветные, и в них так много синего, голубого, что синий передник молочницы буквально сияет торжествующей синевой. Синий – цвет сосредоточенности, углубленности, и он оттеняет медитативное движение девушки, ее поглощенность своим движением, ее полную отдачу тому, что она делает: она наливает молоко. Она наливает молоко так, как пьет чай мастер дзен. «Какое великое чудо вы можете совершить?» – спросили у мастера дзен. «Я каждый день совершаю великое чудо, — ответил он. – Когда я ем – я ем, когда я сплю – я сплю».Вермеер был одним из первых европейских художников, обнаруживших, что форма, толщина, направление мазка являются действенными выразительными средствами, передающими тончайшие особенности и нюансы фактуры.
Источник: