Писать о Heroes of Might and Magic, да и о самой Might and Magic для российских читателей непросто: с одной стороны, у нас эту франшизу любят, с другой, её любят настолько сильно, что едва ли что-то из написанного удивит бывалых игроков. Тем не менее, мы надеемся, что хотя бы пара из этих двадцати фактов удивит вас или позабавит.
1. История «Героев» и «Магии» делится на «до» и «после». Для давних почитателей «Героев» это не секрет, но новые игроки могут и не знать, что действие Heroes of Might and Magic V (и последующих) разворачивается в новой вселенной, которая не имеет ничего общего с четвёртой частью; также ничем не связаны Might and Magic IX и X. Поворотным моментом в истории этих франшиз стала их покупка Ubisoft — новые хозяева решили не заморачиваться с накопившейся за долгие годы историей и мифологией этих миров (а точнее, мира, о чём мы поговорим дальше) и просто «перезапустили» игровую серию. Если вы начали, например, с шестых «Героев» или Might and Magic: Clash of Heroes, взгляните и на оригинальную вселенную — она очень интересна, а игры хороши, хоть по нашим временам и выглядят немного… ретро.
2. «Герои» — это ответвление основной серии Might and Magic (у нас название перевели как «Меч и магия»). Это части глобальной франшизы, сюжетно дополняющие друг друга. Казалось бы, это очевидно из названия, но у нас «Герои» настолько популярны сами по себе, что некоторые и не задумываются об их происхождении. Интересно, что на Западе ситуация прямо противоположная — тридцатилетние-сорокалетние геймеры могут и не вспомнить Heroes, но скажут, что одна из игр M&M была их первой РПГ.
3. Отец M&M и «Героев» (иногда мы будем традиционно сокращать их до HoMM) — Джон Ван Канегем (Jon Van Caneghem). В 1986 он выпустил Might and Magic Book One: The Secret of the Inner Sanctum, которую в одиночку делал около трёх лет. А за два года до выхода игры Канегем, вместе с женой Микаэлой (Michaela Van Caneghem) и Марком Колдуэллом (Mark Caldwell), основал компанию New World Computing, которая и отвечала за все канонические части серии, включая HoMM и другие ответвления. Действие оригинальной «Магии» происходит в мирах VARN, CRON, Энрот, Терра и XEEN, в то время, как Ubisoft перенесла его в Асхан.
4. Несмотря на свой фэнтезийный вид, Might and Magic — научно-фантастическая франшиза. Появление удивительных монстров, магия, странные порталы — всё это объясняется с точки зрения традиционной sci-fi. Как именно, мы не скажем: не хотим спойлерить. А ну как один из читателей захочет самостоятельно одолеть первые 6—8 частей, обратившись за помощью к GoG.com?
5. Предшественник HoMM — игра King’s Bounty. Ван Канегем любил стратегии и очень хотел сделать что-то в этом жанре. Выпустив King’s Bounty, первую игру, в которой заложил основы механик «Героев», он решил перенести последующие в мир M&M, предположив, что это добавит играм популярности. Официальных продолжений самой King’s Bounty компания New World Computing никогда не выпускала. Но в бывшем СССР игру-прародительницу HoMM так полюбили, что продолжения к ней стали появляться именно здесь: сначала харьковский программист Сергей Прокофьев сделал неофициальный сиквел (King’s Bounty 2), потом «1С» купила права на франшизу и выпустила игру «King’s Bounty. Легенда о рыцаре», разработанную владивостокской компанией Katauri Interactive.
Скриншоты неофициальных самодеятельных клонов King’s Bounty для ZX Spectrum. Было и такое.
У «Легенды о рыцаре» есть несколько продолжений, последним из которых стала вышедшая в 2014 году игра King’s Bounty: Dark Side — первая в серии, в которой можно играть за «плохих» персонажей: орка, демонессу, вампира.
В 2015 году основатель сайта «XX2 век» Сергей Марков выпустил неофициальную (и бесплатную) браузерную King’s Bounty 3, полную пасхалок и научных шуток.
6. Тестерам первая часть «Героев» поначалу совершенно не нравилась: игра отличалась от того, что они видели раньше, и вдобавок была слишком медленной и несбалансированной.
«В последние несколько недель я начал наблюдать за тем, как они играют и анализировать, что им мешает, — вспоминал Ван Канегем. — Длина хода была слишком большой, между ходами проходило слишком много времени, с расстоянием, которое может пройти герой по карте, тоже была проблема — если я делал его слишком длинным или слишком коротким, тестерам это не нравилось. Нужно было найти золотую середину. И я снова и снова менял эти параметры и говорил «Попробуйте ещё раз. Ещё раз. Ещё раз». Внезапно они увлеклись, начали сражаться друг с другом и спорить о разных стратегиях».
7. В Might and Magic IV: Clouds of Xeen есть «Подземелье смерти», где на первом уровне игроку необходимо разгадать огромный кроссворд — только тогда он сможет пройти дальше. Это подземелье необязательно для прохождения игры и предназначено для тех, кому хочется чего-то посложнее. Ван Канегем сотоварищи любили поэкспериментировать с загадками и ещё до того добавили во вторую часть M&M криптограмму, которую нужно было разгадывать в реальном времени, на что отводилось всего 15 минут. Этот паззл был последним сюжетным испытанием, и в случае провала игрока просто возвращали к моменту предыдущего сохранения, так что ничего непоправимого не случалось. Но строго ограниченная по времени задача в пошаговой ролевой игре оказалась для многих неожиданностью, игроки восприняли новаторский ход неоднозначно.
8. Одного из монстров в Might and Magic III назвали в честь журналистки, написавшей разгромную рецензию на M&M II в журнале Computer Gaming World. Редактор раздела «РПГ и приключенческие игры», известная под псевдонимом Scorpia, была как раз из тех, кто не оценил криптограмму в конце второй части. Не понравились ей ни боевая система, ни исследование мира, а вдобавок рецензентка не стеснялась в выражениях. Ван Канегема это так взбесило, что он лично написал в редакцию письмо с ответами на критику. Позже в Might and Magic появился огромный плюющийся ядом серый монстр в платье. По словам Канегема, Scorpia была польщена, что её добавили в игру.
Scorpia в Might and Magic III.
9. Начиная разработку первой M&M, Ван Канегем никак не мог решить, делать ли игру с видом от первого лица или с видом сверху, как в Ultima. Он даже завёл два блокнота, в которые записывал минусы и плюсы того и другого варианта.
10. Игры Might and Magic IV: Clouds of Xeen и Might and Magic V: Darkside of Xeen можно было объединить в одну — World of Xeen. Каждая из этих частей была полноценной и самостоятельной, но, установив на одном компьютере, их можно было объединить таким образом, чтобы обе сюжетные линии сохранились, а после их прохождения открылись дополнительные квесты — своеобразный объединяющий эпилог. Получить доступ к этому контенту другим способом было невозможно. Для своего времени (1993 год) эта система была революционной.
11. В некоторых играх M&M персонажи стареют и могут даже умереть от старости (хотя для этого нужно сильно постараться). Они становятся старше как естественным образом, с течением внутриигрового времени, так и после стычек с некоторыми монстрами. «Магическое» старение можно вылечить зельями и заклинаниями, но с естественным придётся смириться. Впрочем, у возраста в M&M есть и плюсы: примерно после пятидесяти лет у персонажей увеличивается интеллект. И хотя это компенсируется небольшим снижением ловкости и силы, классам, которые используют магию, такое положение дел может пойти на пользу. Главное — не затягивать с прохождением слишком сильно: после ста игровых лет снижаться начнут все характеристики.
12. По Heroes of Might and Magic проводятся киберспортивные соревнования. Например, в мае этого года в Тбилиси прошёл турнир СНГ 2019 — главный чемпионат по «Героям» в наших краях. Чтобы попасть на соревнование участником или зрителем, нужно следить за жизнью сообщества в соцсетях и на фанатских форумах, вроде HeroesWorld.
13. В дополнении к третьим «Героям» должен был появиться футуристический город — Кузница (The Forge). Вместе с новой фракцией в игру собирались добавить новые виды врагов: зомби с бензопилами вместо рук, гоблинов с огнестрельным оружием, людей с огнемётами и другие чудеса технологий. Разработчики сделали наброски персонажей, почти закончили дизайн карт и анонсировали Кузницу на выставке E3. Хотя научная фантастика всегда была неотъемлемой частью вселенной M&M, фанаты стратегии привыкли видеть фэнтезийный мир, а потому нововведения не оценили — они подняли шум (насколько это было возможно в начале нулевых) и начали писать в студию. В итоге Кузницу пришлось заменить на более привычную Колонию. В разгар этих событий дизайнер HoMM Грег Фултон составил FAQ, в котором писал:
— Считаете ли вы, что против Кузницы выступили 50% фанатов Героев?
— Нет. Мы получили менее 100 писем с просьбой убрать Кузницу из игры. Сомневаюсь, что 3DO (Издатель игры. — Прим. «XX2 век») получили намного больше. По всему миру было продано более 750 000 копий игр серии. Я бы удивился, если бы хотя бы 5% аудитории решили «бойкотировать» продукт. Однако я считал, что и 5% — это слишком много.
Так должна была выглядеть Кузница.
14. В седьмой и восьмой частях M&M появилась отличная карточная игра «Аркомаг» (Arcomage). Игрок получал башню и стену определённой высоты и, собирая ресурсы, должен был быстрее соперника достроить свою башню или разрушить вражескую. В 2000 году «Аркомаг» выпустили как самостоятельную игру, а позже энтузиасты сделали бесплатную онлайн-версию. Попробуйте, мы очень рекомендуем.
15. Ван Канегем и New World Computing занимались разработкой ММО Might and Magic Online, но через 6—8 месяцев после начала проекта его свернули по финансовым причинам. Как выразился Канегем в интервью, «на эти деньги можно было сделать три игры для Playstation». 3DO, незадолго до этого купившая New World Computing, не пошла на этот рискованный шаг.
16. Сейчас создатель «Магии» и «Героев» руководит компанией VC Mobile Entertainment, которая занимается мобильными играми. Их главный (и, судя по сайту, единственный) продукт — РПГ Creature Quest, где можно собирать магических существ, строить подземелья и биться с друзьями. Игра, кстати, переведена на русский.
17. Этот факт касается франшизы M&M не напрямую, а лишь косвенно, но мы не могли не включить его в подборку, потому что он классный. Издатель «Магии» и «Героев» компания 3DO в 1996 году выпустила первую трёхмерную MMORPG — Meridian 59. И она работает до сих пор! Игра переходила из рук в руки, её запускали и снова закрывали, пока в 2012 году не выложили бесплатно вместе с открытым исходным кодом. Сейчас её можно скачать в Стиме.
18. После покупки прав на серию Ubisoft выпустила Might and Magic: Clash of Heroes — игру в стиле «три-в-ряд» в духе Bejeweled и Candy Crush Saga. Это интересная «три-в-ряд» с элементами стратегии и РПГ, но после классических игр её появление несколько неожиданно, если не сказать «душераздирающе». Игра доступна на многих платформах, в т.ч. на PC, Android, Playstation.
Скриншот из M&M: Clash of Heroes. Сражение между двумя персонажами фракции Инферно.
19. Пятых, «неканоничных», «Героев» под руководством Ubisoft делала российская компания Nival. Игра получила неплохие отзывы таких известных журналов, как IGN, Gamespot и Eurogamer, так что можно гордиться отечественным игропромом.
NB
Если вам интересно, что российские разработчики выпускают сейчас, посмотрите в сторону Pathologic 2, Beholder и Friends of Ringo Ishikawa.
20. Автор музыки к HoMM и M&M Пол Энтони Ромеро (Paul Anthony Romero) написал свой первый фортепианный концерт в 13 лет и исполнил его под руководством Мстислава Ростроповича. Второй раз он играл со знаменитым дирижёром два года спустя, в 15 лет, в зале Генеральной Ассамблеи ООН. Видеозапись этого выступления сохранилась. Правда, к сожалению, в ужасном качестве.
Источник: