Вокзалы — это и большие скопления людей, и координация транспортных потоков; это и важные городские локусы, и архитектурно самобытные конструкции. Случаи на вокзалах, использование вокзалов и их архитектура могут рассказать много про исторические и культурно-политические особенности стран, в которых они расположены.
1. Слово «вокзал» имеет весьма интересную этимологию, вероятно, уходящую корнями в лондонские предместья. Там, с середины XVII до середины XIX века, располагался развлекательный сад Воксхолл-Гарденз (Vauxhall Gardens; как полагают — по имени Фалькса де Бре (Falkes de Breauté), норманнского наёмника, владевшего в XIII веке большим домом в этом районе; дом и его окрестности назывались Faulke’s Hall, позже — Foxhall, Vauxhall). Наши соотечественники, на тогдашний русский манер называли этот сад «Воксалом». Например, Николай Михайлович Карамзин пишет в «Письмах русского путешественника»: «…славный английский Воксал, которому напрасно хотят подражать в других землях. Вот прекрасное вечернее гульбище, достойное умного и богатого народа!» Подражать пытались, и немало. Причём, по примеру Лондона, аналогичные развлекательные зоны, устроенные «в других землях», называли тем же словом: таковы были Vauxhall de Bruxelles в тогдашних австрийских Нидерландах (ныне Бельгия), Vauxhall de Torré в Париже и Wauxhall de Marseille, соответственно, в Марселе. Дальше история перемещается в пригород Санкт-Петербурга, Павловск, где, по некоторым данным, пассажирская станция первой в Российской империи Царскосельской железной дороги также играла роль увеселительного заведения. Поэтому к месту «прилипло» название Vauxhall, «воксал», постепенно, под влиянием слова «зал», превратившееся в «вокзал» и распространившееся на железнодорожные станции вообще.
Самые-самые
2. Витебский вокзал в Санкт-Петербурге (ранее Царскосельский) — самый старый в России. Его первое здание построено в 1837 году для первой в России железной дороги, Санкт-Петербург — Царское село. Затем вокзал два раза перестраивали, последний раз в 1904-м году в стиле модерн. Таким мы его и знаем сейчас.
3. Самый старый в мире — вокзал Ливерпуль-роуд (Liverpool Road) в Манчестере. Его открыли в 1830-м году для первой в мире междугородней линии железнодорожного сообщения. Для вокзала был выкуплено офисное здание на Ливерпульской дороге, рядом было пристроено здание для пассажиров, которое включало кассовые залы и залы ожидания первого и второго классов. В 1844-м году при расширении железнодорожной линии вокзал закрыли. Сейчас в здании располагается Манчестерский музей науки и промышленности.
Вокзал Ливерпуль-роуд.
4. Самый большой вокзал в мире — на 67 путей и 44 платформы — это Центральный вокзал Нью-Йорка (Grand Central Terminal). Платформы расположены в два уровня. По площади станция занимает 19 гектаров. Первый вокзал на этом месте был построен в 1871-м году, но такой вокзал, каким мы его знаем сейчас, в стиле бозар, был построен в 1913-м. На вокзале есть одна «секретная» платформа, расположенная под отелем Уолдорф-Астория. Она соединена путями с вокзалом. Рузвельт часто её использовал, когда останавливался в отеле.
5. Вокзал д’Орсе в Париже был первым электрифицированным. Он был построен в 1900 году к Всемирной выставке, посвящённой достижениям века (Exposition Universelle). Вокзал обслуживал орлеанское, то есть, южное направление. Он служил довольно долго, до 1986 года, когда был закрыт и переоборудован под музей. Сейчас в здании вокзала располагается художественная галерея Musée d’Orsay.
6. Вокзал с самым большим трафиком — станция Синдзюку (яп. 新宿駅, англ. Shinjuku Station) в Японии. По статистике на 2017 год, ежедневный поток людей на станции составлял 3,5 миллиона людей. В основном люди приезжают из пригородов на работу в Токио и уезжают обратно домой. Также вокзал является хабом, соединяющим потоки пассажиров разного общественного транспорта.
7. Вокзал в стиле Hello Kitty в Токио, возможно, самый «няшный». Железнодорожная компания Кейо (яп. 京王電鉄株式会社, англ. Keio railway company) придала новый стильный «лук» вокзалу станции Тама-Центр (яп. 多摩センター駅, англ. Tama-Center Station). Ещё с 90-х годов в этом районе «тусовались» фанаты кавайных персонажей. Этим летом станция закрылась на капитальный ремонт, и теперь, после открытия, станция тематически декорирована пятью самыми «няшными» персонажами Sanrio (производитель кавайных товаров), одетыми в форму железнодорожников. Среди них и котик Hello Kitty.
Вокзал в стиле Hello Kitty.
8. Самый «секретный» вокзал в России — т. н. правительственный вокзал. Он находится между Ленинградским и Ярославским вокзалами в Москве и с виду похож на обычное депо. Построен он был для обслуживания высших государственных лиц. Здесь обслуживался состав Ким Чен Ира, когда тот приезжал в СССР; им пользовался Л. И. Брежнев. В 2016 году на вокзале велись ремонтные работы. Как сообщает Российская газета, по словам рабочих, многие конструкции, в том числе козырёк, защищающий платформы от снайперской атаки, прогнили. Несмотря на то, что наши государственные деятели пользуются преимущественно самолётами, каждый месяц здесь проводятся тренировки и на пути выгоняется состав.
9. Один из самых живучих вокзалов — Северный вокзал (рум. Gara de Nord) в Бухаресте. В 1880-м через столицу Румынии стал проходить Восточный экспресс — поезд из Парижа в Константинополь (ныне Стамбул). Пассажиропоток увеличился, и мощностей вокзала стало не хватать. В 1890-м был объявлен конкурс на лучший дизайн нового вокзала, который планировалось возвести в километре к югу. Конкурс выиграл Александр Марсель, но его проект так и остался только на чертежах и в документации — он оказался слишком масштабным и дорогостоящим. Вместо этого Северный вокзал надстроили. В 1911-м году был предложен другой проект Центрального вокзала, заменяющего Северный, от архитектора Виктора Штефанеску, который вдохновлялся вокзалом в Хельсинки. Но и этот проект не был реализован, так как началась Первая мировая война. Так как центральный вокзал опять не был построен, Северный вокзал опять «надставили». В 1930-е годы вокзал модернизировали и расширили. Во время Второй мировой войны вокзал удивительным образом пережил бомбардировку Бухареста. В 1988-м году Чаушеску хотел разрушить Северный вокзал и построить другой, ближе к окраинам города, но государственный лидер погиб, так и не успев реализовать свои планы. Сейчас Северный вокзал используется по назначению, но от публичных спикеров слышны мнения, что его надо снести и построить современный вокзал, как в Берлине или Вене.
Никогда не построенный Центральный вокзал Бухареста, проект Александра Марселя.
Случаи на вокзале
10. Один из самых известных терактов произошёл на Центральном вокзале (ит. Stazione di Bologna Centrale) в Болонье 2 августа 1980 года. Организацию взрыва приписывают неонацистской организации «Вооружённые революционные ячейки». Неонацисты выбрали хитрую стратегию: в 80-е кондиционеры были редким явлением, поэтому в кондиционируемом зале ожидания множество людей спасались от жары. Там и произошёл взрыв — сдетонировало 23 килограмма взрывчатки, спрятанные «по классике» в оставленном чемодане. Количество жертв было увеличено ещё и тем, что обвалилась крыша здания. Всего было убито 85 человек и более 200 ранено.
11. 22 октября 1895 года на вокзале Монпарнас, Париж, Франция, проезд проехал через фронтальную стену и свесился с неё, упёршись локомотивом в землю на улице Ренн. Машинист пассажирского поезда не затормозил на склоне — паровоз выбил путевой упор, выехал на перрон и пробил стену. Почему машинист с, на минуточку, 19-тилетним стажем не затормозил? Он опаздывал и хотел приехать на вокзал с наименее возможной задержкой, поэтому решил затормозить позднее, чем обычно. Когда ситуация вышла из-под контроля, начальник поезда попросил машиниста применить тормоза Вестингауза (дополнительные тормоза), но это не сработало, так как ранее машинист получил команду их никогда не использовать и попросту их отключил. К счастью, все пассажирские вагоны остались на перроне, так как за локомотивом шло два багажных вагона и один почтовый, и лишь за ними — пассажирские.
Инцидент на вокзале Монпарнас.
Архитектура
12. Сказать, что у какого-то вокзала лучший дизайн, будет вкусовщиной, но многие эксперты признают, что вокзал Льеж-Гийемен (фр. Gare de Liège-Guillemins) в Бельгии — один из наиболее впечатляющих среди построенных за последние десятилетия. В основе конструкции — решётка из стекла и металла, волнами накрывающая пути и другие помещения.
Вокзал Льеж-Гийемен.
13. Балтийский вокзал в Петербурге построен в 1858-м году архитектором А. И. Кракау по примеру парижского Gare de l’Est. С тех пор он претерпел ряд изменений, но небольших. В целом, в Петербурге многие здания строились по образу «западных», но такого никогда не подумаешь про «Балты». Он до сих пор является крупным пассажирским хабом и на ментальной карте города местных жителей вряд ли фигурирует как архитектурное достояние.
14. Характерный внешний вид вокзалов XX века формировался довольно долго. Первые вокзалы были похожи на обычные офисные здания, как например вокзал Ливерпуль-роуд в Манчестере. Но так как обычным людям должно было быть понятно, где вокзал, а где нет, без использования карт Google, перед архитекторами стояла задача придать архитектуре вокзалов характерный вид, который бы говорил о том, что здесь происходит движение. В разное время архитекторы экспериментировали с портиками, которые указывали направление движения, но характерной чертой вокзалов стали часы: не у всех с собой были карманные или наручные часы, а время нужно было знать, чтобы не опоздать на поезд. Часовая башня вокзалов копирует ратушные башни средневековых городов.
Альтернативные использования
15. Вокзал Келети (венг. Keleti pályaudvar) в Венгрии использовался как перевалочный пункт для беженцев из Сирии. Келети (венг. «восточный») был построен в 1891-м для обслуживания восточного и южного направлений — Трансильвании и Балкан. В 2015 году на территории вокзала расположился спонтанный лагерь беженцев с Востока — из Сирии, в которой с 2011 года идёт гражданская война. Воспоминания об этом инциденте ещё свежи. Что интересно, на англоязычной странице Википедии, посвящённой вокзалу, нет ни слова о беженцах.
16. Вокзал Мапочо (исп. Estación Mapocho) в Чили используется как культурный центр. Вокзал был построен в 1905-м в стиле ар-нуво. Использовался по назначению он довольно долго, до 1987 года. В 1991 году НГО «Культурная корпорация вокзала Мапочо» (исп. Corporación Cultural de la Estación Mapocho) получила разрешение курировать реставрационные работы, и затем она же расположила на территории вокзала культурный центр — по распространению культуры и сохранению культурного наследия Чили. В центре проходят выставки, концерты и другие события.
17. Гамбургский вокзал (нем. Hamburger Bahnhof) в Берлине был превращён в музей довольно рано — в 1906-м, построен он был в 1846 году и использовался по назначению около 60 лет. После закрытия вокзала в здании располагался железнодорожный музей. После Второй мировой музей закрыли, а экспозиция переехала в берлинский Музей технологий. После воссоединения восточной и западной Германий был объявлен конкурс на реконструкцию здания вокзала. В 1987 году Берлинский сенат решил разместить в здании вокзала музей современного искусства.
Выше я упоминала, что вокзал д’Орсе и вокзал Ливерпуль-роуд также используются как музеи.
18. Варшавский вокзал в Санкт-Петербурге переделан под торговый центр. Вокзал был построен в 1852—53 годах и обслуживал западное направление — с него шли поезда в Псков, а затем в Польшу и Литву. Интересно, что согласно городскому плану от 1935-го года вокзал планировалось снести, чтобы продлить Измайловский проспект, но план не был реализован. Вокзал работал до 2001-го года — тогда направления, которые он обслуживал, были распределены по другим вокзалам. После этого озвучивались предложения превратить вокзал в галерею, наподобие Музея д’Орсе, но вопреки этому в здании было решено сделать торгово-развлекательный центр «Варшавский экспресс». В ТРЦ также располагается музыкальный клуб «Зал ожидания». Автор там была и может сказать — звук неплохой.
19. Здание вокзала Канфранк (исп. Estación Internacional de Canfranc) располагается в Пиренеях в Испании. Его строительство началось в 1928-м году и длилось 24 года, но при этом получился один из самых роскошных ар-нуво вокзалов Европы. Вокзал находился на главной железной дороге, соединяющей Испанию и Францию. Однако довольно быстро функционирование вокзала было приостановлено в связи с гражданской войной в Испании. Во Второй мировой войне вокзал использовался нацистами. В 1985-м году в здании вокзала разместили лабораторию по исследованию тёмной материи, а в горных путевых тоннелях, отходящих от вокзала, учёные расположили свою подвижную технику по исследованию астрочастиц.
Вокзал Канфранк.
20. В Нижнем Новгороде в здании Ромодановского вокзала располагается фирма и завод по производству банковских карт и сим-карт «НоваКард». Сам вокзал был построен в 1900-м году. Вокзал обслуживал большой пассажиропоток и был разгружен в 1961-м году новым железнодорожным мостом через Оку. В 1970-м оползень повредил пути, и направление было закрыто. Вокзал постепенно разрушался, и была большая вероятность, что его снесут, так как через него по проекту должен был проходить новый метромост. Но вокзал был «спасён» фирмой, выпускающей банковские карты Visa и MasterCard — она выкупила здание, восстановила фасад, а интерьер перепланировала под офисы.
Ромодановский вокзал.
Вы можете помочь проекту, перейдя по ссылке и пожертвовав любую сумму: https://planeta.ru/campaigns/xx2vek.
Источник: