Чайный домик (тясицу) – важный атрибут японской чайной церемонии. Процедура чайной церемонии и устройство тясицу отражали основные идеи дзэн-буддизма. Чайный домик является основой воплощения в чайной церемонии принципа «ваби» – естественности и простоты. Чайному домику специально придавали вид простого крестьянского дома под соломенной крышей, где, отдалившись от богатства и роскоши, в которых проходили чаепития знати, проводили чайную церемонию в спокойствии и отрешённости от земных соблазнов.
Простой чайный домик или беседку для чайных церемоний в японском стиле можно соорудить своими руками. Пример такой беседки и ее конструкция показаны на рисунках ниже.
Оборудование интерьера классического тясицу в полной степени соответствовало эстетическим канонам и национальному характеру японцев, стремящихся к достижению внутренней гармонии. Подготовка к такому настроению начиналась ещё на подступах к тясицу.
С давних времен тясицу окружают небольшим садом, который должен способствовать нарастанию особого настроения, без которого церемония оказывалась бы бессмысленной. Вступление на выстланную крупным камнем дорожку, ведущую к тясицу, означает начало первой стадии медитации: вступивший оставляет в этот момент все свои мирские заботы и сосредоточивается на предвкушении ожидающей его церемонии.
По мере приближения к тясицу сосредоточенность усиливается, а медитация переходит во вторую фазу. Этому способствуют старый фонарь, освещающий дорожку в вечерние и ночные часы, камень-колодец – цукубаи – в выдолбленном углублении хранящий воду для омовения рук и полоскания рта, низкая, высотой в девяносто сантиметров, дверь, через которую проходят, становясь в проеме на колени. Такое уменьшение входа в чайный домик имеет глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно согнуться, потому что здесь все равны.
Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия (самураям) войти внутрь вооруженными – длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это было символично: пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном.
Окон в чайном домике может быть довольно много – шесть-восемь, различного размера и формы. Как правило, расположены они высоко, и предназначены не для того, чтобы смотреть наружу, а лишь для пропускания в дом необходимого количества света. Иногда, если из домика открывается особенно приятный вид, рамы могут раздвигаться, чтобы гости полюбовались красотой природы, но чаще окна в чайном домике закрыты.
Типичным украшением чайного домика служат сферические оконные переплеты из бамбука (на фото чуть ниже). Следует отметить, что в японских садах бамбук используется достаточно часто, и как растение, и как подручный материал в самых разных конструкциях: из него делают невысокие ограды, заборы, скамейки, фонарики, им оформляют водные источники, оконные переплеты чайных домиков и беседок и многое другое.
Оконный переплет из бамбука
Внутреннее убранство домика очень просто – стены отделаны серой глиной, чтобы отражённый ими свет создавал ощущение спокойствия и нахождения в тени, пол устлан татами. Самая важная часть домика – ниша в стене (токонома), расположенная напротив входа. В нише перед церемонией помещается курильница с благовониями, цветы и свиток с живописью или с изречением, как правило, в дзэн-буддийском стиле. Свиток для токонома подбирается с особой тщательностью и является непременным атрибутом обсуждения во время церемонии.
Внутреннее убранство чайных домиков
Никаких других украшений в чайном домике не допускается, за исключением, возможно, картины старого мастера на стене. В центре комнаты располагается бронзовый очаг, на котором и готовится чай. Перед церемонией промытый пепел выкладывается в очаге в форме «долины с двумя горами», на него кладутся угли и разводится огонь.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: Строяра.ру
Источник: