Откатные ворота: какие бывают и как сделать своими руками

Часто устройство забора — это первое строительство, которое затевают владельцы на приобретенном новом участке. Ограждения могут быть деревянными, решетчатыми, кирпичными, металлическими. Преодолев проблему выбора вида изгороди, новоиспеченный землевладелец подходит к следующему этапу — подбору въездных ворот.

  • Виды откатных ворот
    • Откатные по рельсу
    • Подвесные с верхней направляющей
    • Консольные 
  • Немного теоретической механики
    • Место расположения консольной балки 
  • Устройство ворот своими руками

Все въездные ворота можно разделить на 3 типа: 

  • распашные;
  • подъемные;
  • откатные.

Как устроены распашные ворота, скорее всего, известно всем — так же, как и обычные двери на петлях. Откатные ворота еще называют сдвижными. По своему принципу действия они аналогичны дверям популярных шкафов-купе и имеют те же преимущества: требуют гораздо меньше «мертвого» пространства для перемещения створки по сравнению с распашными вариантами. Ну а подъемные ворота (секционные, рулонные и др.), в которых полотно, закрывающее проем, поднимается наверх, чаще всего применяют не для въезда на участок, а в гаражах.

Каждый вид имеет свои технические особенности, положительные и отрицательные эксплуатационные качества; о каждом есть что сказать. В этом материале пойдет речь об откатных воротах, а также о возможности изготовления их своими руками.

По устройству откатные ворота могут быть консольными или перемещающимися по верхней или нижней направляющей. Те, что двигаются по направляющим, более надежны в эксплуатации, проще в исполнении, а значит — дешевле. Но у них есть ряд не слишком практичных нюансов.

Самый простой вариант, когда створка движется по нижней направляющей, — ворота, откатные по рельсу. На земле поперек проема укладывается рельс; створка ворот имеет в нижней части роликовые каретки, опирающиеся на этот рельс и двигающиеся по нему. Верхняя часть створки удерживается скобой с роликом, укрепленной на воротном столбе. 

Конструкция проста, там практически нечему ломаться. Подобные ворота требуют небольшого пространства для отката створки — только на величину самой створки.
Сплошные плюсы! 

Однако существуют некоторые ограничения при использовании:

  • предпочтительнее, если ворота имеют не глухую, а решетчатую конструкцию для снижения ветровой нагрузки;
  • необходимо следить, чтобы в рельс на земле не набивался мусор (например, опавшие листья);
  • если вы живете в регионе со снежными зимами, то эксплуатация такой конструкции зимой значительно осложняется. А если в свой загородный дом зимой вы наведываетесь лишь время от времени, будьте готовы по приезде провести некоторое время перед воротами, откапывая заметенный снегом и обледеневший рельс.

Для движения подвесных ворот над проездом укрепляют рельс, по которому на роликовых тележках, как шторы по карнизу, скользит створка. Чаще всего такие въезды можно встретить в промзонах. Как и ворота с нижним рельсом, такой вариант очень надежен: на многих предприятиях сдвижные конструкции с верхней направляющей исправно служат десятилетиями. 

Минусом такого механизма оказывается пресловутый верхний рельс — над проемом проезда будет перемычка. И если для легковой машины это не станет препятствием, то грузовой автотранспорт в ваш двор въехать не сможет. Промышленные ворота имеют значительную высоту — 4-5 м. Владелец загородного участка часто не может себе позволить такие высокие конструкции. Проблему можно решить, установив съемную перемычку, если грузовики к вам приезжают, но не слишком часто. Однако снимающийся рельс усложняет и удорожает ворота.

В описанных выше типах откатных ворот каретки с роликами закреплены на створке, а  направляющая, по которой скользит вся эта конструкция, неподвижна — уложена на земле или закреплена на двух опорах на воротных столбах. В консольных воротах все наоборот: роликовые каретки стационарны, а направляющий рельс — это часть створки ворот, и движется он вместе с ней.

Такой тип ворот самый сложный в воплощении, особенно для самостоятельного изготовления, но он лучше всего подходит для климата большей части нашей страны. Створка может быть расположена очень низко (например, чтобы собаки не смогли пролезть под воротами). Однако наметенные снежные сугробы любой высоты не станут большим препятствием для ее движения, так как она не контактирует с землей.

Кроме более сложной конструкции, к минусам откатных консольных ворот можно отнести:

  • необходимое большое пространство для отката. Оно равно размеру самой створки плюс длине противовеса консоли — «мертвая» зона оказывается шире проезда в 1,5-2 раза;
  • сложнее перекрывать очень большие проемы. Это связано с увеличением веса ворот, а значит, требуются более мощные опоры и конструктивные элементы, которые, в свою очередь, тоже увеличивают общий вес;
  • рельеф на участке в зоне ворот тоже будет служить помехой для открывания.

Консольная балка может размещаться в 3 положениях: в нижней, средней или верхней части створки.

Как уже говорилось выше, консольные откатные ворота — самая сложная и дорогостоящая конструкция. Двигающаяся створка опирается на 2 точки, находящиеся сбоку, около воротного столба.

Чтобы понять, почему ворота с консольной конструкцией более сложны и дороги, обратимся к основам теоретической механики: проведем наглядный практический опыт. Возьмем бытовые весы (напольные или кухонные) и деревянный брусок длиной около 700 мм. Представим, что этот брусок — наша конструкция ворот

Взвесим брусок и запомним показания прибора. А теперь установим брусок-балку горизонтально так, чтобы один ее конец опирался на весы, а второй — на опору (например, на перевернутый стакан). Мы получим макет балки с двумя опорами. 
 

Взглянув на показания весов, вы увидите, что значение уменьшилось примерно вдвое. Именно поэтому подвесные сдвижные ворота более надежны и просты: нагрузка равномерно распределена на 2 опорных столба.

А теперь сделаем макет консольной балки, то есть горизонтальной балки, зафиксированной только с одного конца. Закрепим конец, опирающийся на весы. Это можно сделать, заведя конец бруска под дверку кухонного шкафчика или просто придержав его пальцем. Только не создавайте дополнительного давления — просто придержите брусок, не давая ему опрокинуться. А вторую опору (стакан) уберем.

Взглянув на весы, вы обнаружите, что их показания увеличились почти в 4 раза по сравнению с первоначальными, когда мы просто взвешивали брусок. Естественно, что, если на свободный конец нашей консольной балки-бруска что-нибудь положить (например, яблоко, которое будет имитировать вес самого полотна ворот), нагрузка на опору еще больше возрастет. Теперь, зная массу ворот, вы можете примерно прикинуть необходимое сечение опорной консольной балки и мощность фундамента для роликовых опор.

Как уже говорилось выше, консольная балка может быть в нижней части створки ворот, посередине или сверху. Наиболее распространенный (но не самый лучший) — вариант с нижним расположением, как на на схеме выше, хотя тут много положительных сторон.

Действительно, при нижнем расположении нагрузка от веса створки на балку меньше. Ниже и нагрузка на фундамент, ведь чем выше поднят центр тяжести, тем мощнее должна быть опора. И внешне сама конструкция ворот выглядит более эстетично: движущиеся механизмы кареток прячутся внутри направляющей балки, а сама она не слишком выделяется из каркаса ворот.

Однако при таком расположении направляющей балки практически на земле устанавливается и механизм, приводящий в движение створку. А значит, он больше подвержен воздействию неблагоприятных условий: летом заливается дождем и забрызгивается грязью, зимой засыпается снегом. 

В холодное время года возникает еще одна проблема — застывает смазка роликов. В стандартный комплект для нижней балки входят 2 каретки с 8 роликами в каждой. Затрудненное движение механизма повышает нагрузку на электромотор привода. Количество роликов, а значит, мест, требующих смазки, можно уменьшить, увеличив их диаметр. Таким образом облегчается передвижение створки ворот в любое время года, и увеличивается ресурс привода.

Обе эти проблемы нивелируются установкой балки в средней части ворот, но такая конструкция менее эстетична: все механизмы на виду. Кроме того, не все фирмы, занимающиеся установкой откатных ворот, способны изготовить такой вариант конструкции, потому что большая часть комплектующих предлагается именно для нижнего расположения консоли. Еще реже встречается конструкция с балкой, расположенной в верхней части створки.

Откатные ворота состоят из элементов, которые изготавливаются на месте (например, фундамента), и стандартных, имеющихся в продаже. Поэтому домохозяин, умеющий владеть инструментом, вполне сможет собрать и установить их самостоятельно. Для начала нужно правильно выбрать место для ворот и их размер. Эти факторы зависят не только от расположения дома и клумб, но и от подъездной дороги к участку: если проезд узкий, ворота придется сделать шире. 

Выбирая комплектующие для откатных ворот, нужно учитывать размеры створки и ее вес. Металлический каркас собирается из профильных труб, полотно ворот заполняется секциями ограждения с учетом вкусов и возможностей владельца. Каркас можно сварить или собрать механическим способом: с помощью болтов. Важный момент — нанесение защитного покрытия. Чем качественнее вы огрунтуете и покрасите каркас, тем дольше вам не придется вспоминать о ремонте ворот.

Некоторые компании предлагают наборы для самостоятельной сборки — изготовленные и окрашенные в заводских условиях элементы ворот. В следующем видеоролике вы можете увидеть, как своими силами собрать и установить простые откатные консольные ворота из готовых деталей. 

Для установки роликовых опор делается надежный армированный фундамент с монтажной площадкой. Его размеры и глубина заложения зависят от веса ворот и глубины промерзания грунта.

Для более комфортного использования откатные ворота снабжают электроприводом. Усилие от вращения вала двигателя передается на зубчатую рейку, закрепленную на створке ворот.

Мощность двигателя также подбирается в зависимости от веса подвижной конструкции. Чтобы установить электродвигатель, открывающий ворота, нужно не забыть предварительно заложить кабель (необходимое сечение жил указано в паспорте электропривода). Кроме того, понадобятся дополнительные силовые жилы или слаботочные провода, если планируется дистанционное управление открыванием ворот, освещение, магнитный замок, установка домофона или видеонаблюдения. 

В ворота можно врезать калитку, однако удобнее сделать вход для пешеходов отдельно. Пользование им будет комфортнее для детей и пожилых членов семьи, а также не придется с коляской или велосипедом преодолевать порожек.

Вот, в целом, и вся информация, необходимая для первоначального ознакомления с устройством откатных ворот. А вы планируете установить на своем участке такие ворота?   

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: Строяра.ру

Источник: stroyara.ru

Поделиться с друзьями:
Мой Дом
Добавить комментарий