Роман Дудинцева «Белые одежды» я прочитала поздновато. Наверное, те знания о жизни, которые в нем сообщаются, мне было бы лучше получить раньше. Впрочем, раньше я, наверное, их бы не восприняла.
Что лежит в основе романа «Белые одежды»? Ответ, на первый взгляд, прост. Борьба бездарных, но пригретых властью биологов-последователей академика Лысенко, с честными, но не угодными правящим мракобесам, вейсманистами-морганистами. Очередной позорный эпизод из истории страны.
Очередная постыдная кампания, проведенная советскими правящими кругами. А сколько их было, этих кампаний! Паранойя способна генерировать самые замысловатые идеи… В конце 40-х годов прошлого века боролись с генетиками…
О чем же книга Владимира Дудинцева? Она о борьбе добра и зла. И поле этой битвы — не пространство, заполненное огнем и дымом. Действие романа происходит в научно-исследовательском институте, в чистоте и тишине его лабораторий.
Самое интересное, что тему романа можно не привязывать к месту и времени. «Белые одежды» — история служебных интриг, с которыми рано или поздно сталкивается практически каждый из нас. Фильм, снятый по роману, у меня ассоциируется с еще одной историей интриг на рабочем месте — с эпопеей «Семнадцать мгновений весны». Антифашистский пафос этой картины естественно отодвинул в нашем сознании на второй план мысль о том, что речь — об обычном серпентарии единомышленников в одной конторе, где большинство сотрудников думает исключительно о собственной шкуре и собственной карьере.
История мучений и злоключений биолога Стригалева и его сторонников — также о том, как группа бойких и бездарных интриганов выживает с работы талантливых ученых. Вселенский масштаб действу придает то, что у любимчиков власти есть возможность не только клеймить и увольнять, но и сажать, и убивать. Государство дает им такую счастливую возможность.
Роман Дудинцева я прочитала совсем взрослой, когда мне было уже за тридцать, спустя много лет после того, как он был впервые опубликован появился в моей электронной библиотеке fb2.
И сразу я вспомнила события своей собственной жизни, только десятилетней давности. Тогда я пришла работать корреспондентом в редакцию одной большой ежедневной газеты. И очень быстро поняла, что в издании идет многолетняя война между сотрудниками, которые поделились на две группировки. Дело дошло до того, что члены одной из них практически не здоровались с представителями другой. Было ясно: того, кто не примкнет ни к одной из них, будут бить с двух сторон. Меня как подающую надежду молодую журналистку взяли в более прогрессивную компанию, члены которой думали о качестве газеты. Остальных творческие вопросы не занимали — писать они не могли в любом случае. Но от этого их желание удержаться на своих местах любой ценой становилось только сильнее. Читая «Белые одежды», я подумала: как они были бы счастливы, если бы у них была возможность посадить или даже физически уничтожить кого-нибудь из тех, кто им противостоял. Как им, наверное, было грустно от того, что на дворе были не 30-е, 40-е, а 90-е годы…
Тут история служебных интриг, которым государство дало возможность стать для некоторых людей делом Жизни и Смерти.
И еще мне вспомнились те, уже подзабытые, похороненные под наслоениями других событий, служебные интриги на заре моей трудовой деятельности, когда я вглядывалась в облик тех, кто уничтожает науку, а вместе с ней — ученых в романе «Белые одежды». Наивной девочкой, вчерашней выпускницей вуза, придя в журналистику, я, хоть умом это и понимала, но сознанием не могла дойти до мысли о том, что образованные, культурные люди могут увлекаться такой мелочевкой, как подлости и интриги. Что поклонники Баха и завсегдатаи театров способны доносить, подтасовывать материалы и даже нечестно считать деньги. Наверное, кому-то покажется смешной моя тогдашняя наивность. Но речь именно о белых одеждах. Ведь главный вопрос, задаваемый Дудинцевым: кому удастся сохранить эти белые одежды незапятнанными? Какое пятно наши белые одежды «стерпят», а какое окончательно испортит их? И нет для таких пятен пятновыводителей.
Но есть еще одни белые одежды — светлое одеяние, в которое нас рядит образование, внешняя культура, вежливость, способность «культурно» общаться. Иногда мне становится страшно, когда я вижу, что скрывается за белыми одеждами поклонников великой музыки, прекрасного кино и лучших книг 2015 года. Что скрывают стильные наряды и ароматы изысканных духов. Как жаль, что роман Дудинцева я прочитала так поздно, уже зная цену белизне одежд, в которые рядятся некоторые мои знакомые. Мне было бы легче мириться с этим неприятным лицом жизни, если бы я была знакома с «Белыми одеждами» раньше…
Творец в глазах многих «по определению» одет в белые одежды. Но Пастернака травили писатели. Шостаковича — композиторы. Николая Вавилова — биологи (Кто бы за ними ни стоял.) Чистые залы, в которых чинили расправу, светились от белизны одежд присутствовавших.
Источник: |