Сколько стоит открыть хотя бы небольшое собственное дело? Во-первых, это зависит от того, с какой сферой деятельности будет связан свой бизнес. А во-вторых, большое значение имеет точность предварительного расчета предстоящих расходов. Ведь 50% начинающих бизнесменов не знают этих цифр даже приблизительно – и после открытия магазина или кафе вынуждены за многое переплачивать…
В статье будут приведен подробный список всех расходов, прямо или косвенно связанных с созданием и ведением бизнеса. Остается лишь подставить напротив каждого пункта конкретные цифры – и неприятных сюрпризов после открытия собственного дела можно уже не опасаться…
Несколько полезных советов для расчета расходов
1) Начните составлять свою смету расходов с того, что выпишите на лист все возможные статьи затрат. И только после того, как будете уверены, что учли абсолютно все – начинайте проставлять напротив каждого пункта конкретные цифры.
Такой подход позволит сохранить беспристрастность. Многие начинающие предприниматели видя катастрофически растущую сумму расходов на листе, начинают подсознательно занижать все последующие цифры либо вообще «забывать» о некоторых статьях расходов.
2) Запаситесь временем – составить детальную смету за пару часов не получится.
3) Подставляйте в смету реальные цифры – не стоит завышать или занижать суммы расходов (как и использовать формулировки «примерно» и «не больше…»). Точную сумму почти всех затрат можно узнать из актуальных источников информации (прайсы, доски объявлений, Интернет, сайты компаний-производителей).
4) Удобнее вести все расчеты в электронной таблице. В этом случае вносимые в нее изменения и корректировки (а их будет немало) будут автоматически менять все промежуточные и конечные результаты.
5) Обязательно закладывайте в смету статью «непредвиденные расходы». Заведите себя правило: после создания бизнеса откладывать в резервный фонд определенную сумму денег. Многих начинающих предпринимателей такой «страховой запас» спас с свое время от раннего банкротства.
Основные виды расходов
Все затраты бизнеса можно поделить на три большие группы: первоначальные, постоянные и переменные. Учитывайте что первые месяцы ни один бизнес не может приносить прибыль своему владельцу. Поэтому перед открытием собственного дела у предпринимателя должен быть запас денег, равный размеру стартового капитала плюс текущие расходы за первые шесть месяцев.
Расходы на открытие бизнеса (разовые)
Такие расходы называют еще «первоначальными вложениями» либо «стартовым капиталом». Отделить их от других видов затрат сравнительно легко – все, что нужно потратить на бизнес до самого первого рабочего дня, по умолчанию считается «стартовым капиталом».
Статьи затрат:
1) Официальная регистрация компании (получение свидетельства, налогового номера, лицензий и разрешений, открытие банковских счетов). Сюда же относим услуги посредников, если самим бегать по инстанциям не хочется.
2) Закупка оборудования и офисного обеспечения (компьютеры, мебель, лицензионные программы, канцтовары, телефон).
3) Закупка сырья (или товаров). Для каждого бизнеса эта статья расходов будет формироваться индивидуально. Например, если будущий бизнес будет основан на продаже детской одежды, то нужно будет приобрести хотя бы месячный ассортимент товаров по закупочным ценам у нескольких поставщиков.
4) Аренда помещения (как правило, договор об аренде торгового, офисного или производственного помещения подписывается хотя бы на год).
5) Затраты на ремонт или реконструкцию помещения, а также все сопутствующие затраты (перевозка мебели, услуги специалиста по установке программного обеспечения).
6) Расходы на поиск и зарплату персонала (за первые полгода).
7) Затраты на рекламу и маркетинг (изготовление вывесок, баннеров и листовок, заказ сайта и оплата услуг по его продвижению, печатная реклама, заказ социологического исследования, создание логотипа, слогана и названия).
Неофициальные расходы (взятки, «откаты» и встречи с «нужными людьми»). Сюда относим, например, того же пожарного инспектора, сотрудника СЭС и представителя местной администрации.
Постоянные расходы
В каждом бизнесе есть такие затраты, которые остаются неизменными из месяца в месяц. Причем, даже тогда, когда бизнес был убыточным, и никаких продаж не осуществлялось вовсе.
Статьи затрат:
1) Заработная плата персонала. У некоторых сотрудников зарплата напрямую зависит от финансовых результатов компании (например, менеджеры по продажам). Однако даже у этой категории персонала есть минимальная ставка. А такие работники как бухгалтер, секретарь, уборщица получают свой оклад в одном и том же размере каждый месяц.
2) Отчисления в бюджет и налоги. Такие расходы могут быть больше или меньше (например, тот же налог на прибыль), но они все равно будут.
3) Аренда помещения. Категория затрат, которая вообще не зависит от того, работал ли бизнес в прошлом месяце или деятельность компании была временно приостановлена.
4) Административные затраты (мобильная связь, Интернет, транспортные расходы, коммунальные платежи).
5) Банковские услуги. Практически все банковские услуги требует ежемесячной оплаты вне зависимости от того, осуществлялись ли какие-то операции по счету или нет.
Переменные расходы
Размер таких затрат будет напрямую зависеть от объемов производства продукции (продажи товаров или услуг).
Статьи затрат:
1) Переменная часть заработной платы персонала (процент от продаж, бонусы, премии).
2) Себестоимость произведенной продукции, купленных товаров или расходных материалов.
3) Расходы на доставку и хранение.
На начальном этапе нужно постараться снизить до минимума постоянные расходы по сравнению с переменными. Почему? Если доход компании окажется меньше ожидаемого, то Вам не придется ежемесячно покрывать из внешних источников свои высокие постоянные затраты. А со временем, когда бизнес пойдет в гору, соотношение «постоянные – переменные издержки» можно и подкорректировать.
Источник: |