Туризм. Виды туризма

В дни отдыха, в отпускное время, летом и зимой миллионы людей устремляются за город, на лоно природы, отправляются в многодневные туристские походы. В крови у нас эта страсть к дороге, желание увидеть новое, неизведанное. Туризм — наиболее доступная и рациональная форма активного отдыха, физической культуры и спорта. Смена обычной, повседневной обстановки дает человеку возможность встряхнуться, получить заряд бодрости и здоровья.

По характеру организации туристские путешествия могут быть плановыми и самодеятельными. Для путешествия по плановому маршруту турист приобретает путевку. В пути его обеспечивают всем необходимым: питанием, жильем, снаряжением, транспортом и экскурсионным обслуживанием. На плановых маршрутах с активным способом передвижения (пешком, на байдарках и лодках, на лыжах и лошадях) туристы путешествуют по определенным, заранее разработанным и подготовленным маршрутам с опытным инструктором.

Самодеятельный туризм основывается на самоорганизации туристских путешествий. Туристская группа сама выбирает район похода и разрабатывает маршрут, сама обеспечивает себя в пути. Хорошо организованное и проведенное путешествие не только укрепляет здоровье. Оно вырабатывает инициативу, мужество, находчивость, чувство коллективизма, воспитывает любовь к природе,

Но, не имея необходимых навыков и опыта, не располагая хорошими картами, описанием маршрута и специальным снаряжением, не зная о предстоящих трудностях и опасностях, нельзя отправляться и дальние странствия. Начинать надо с походов выходного дня — это наиболее доступная и эффективная форма еженедельного отдыха и тренировок к многодневным походам во время отпуска.

Тем, кого по-настоящему увлечет туризм, кто захочет отправиться в горы или тайгу, в тундру или пустыню пешком, на лыжах или велосипеде, на байдарках или плоту, а может быть, и в таинственный и прекрасный мир пещер, не надо торопиться покорить сложный перевал или бурную реку. Сначала нужно приобрести опыт более простых, носильных каждому походов.

Самодеятельные (спортивные) походы проводятся в нашей стране в соответствии с правилами проведения туристских спортивных походов. В них много «нельзя», но они не должны отпугивать туристов, вызывать, как это часто бывает, обратную реакцию, недовольство. Эти Правила, эти «нельзя» не выдуманы, они разработаны с учетом многолетних ошибок самих туристов. Все их положения проникнуты заботой о том, чтобы походы приносили туристам не увечья и горе, а здоровье и радость. И победы, по-настоящему подготовленные, Памиры и Алтай, Тянь-Шани и Саяны обязательно придут. Как пришли они ко многим из нас.

Прогулки

Игровая прогулка. Можно заранее продумать содержание игр, место их проведения, дозировку. Но еще лучше, если дети сами выбирают игры, назначают из своей среды руководителей, помощников, капитанов.

Опыт показывает, что при выходе на прогулку с детьми младшего и среднего школьного возраста целесообразно вначале дать им минут 15—20 порезвиться, как они хотят: побегать, поиграть. В это время родители могут собрать вокруг себя несколько детей, объяснить им какую-либо игру и дать определенные задания. После эмоциональной разрядки дети начинают группироваться без особой команды, и тогда их можно вести по намеченному маршруту без построения.

Прогулка с трудовым заданием. Она включает выполнение различных хозяйственных работ: расчистку катка, оборудование спортивных площадок, посадку деревьев и т. д. Если объем работы достаточно велик, целесообразно каждому из детей определить индивидуальное задание или дать задание по группам.

Спортивная прогулка. Включает простейшие соревнования в беге, прыжках, метаниях, беге на коньках или лыжах и т. д.

Прогулка-экскурсия. Она носит познавательный характер (например, ознакомление с историческими памятниками, местами революционных событий и военных сражений, наблюдения над природой).

Прогулка перед сном. Эта прогулка не должна быть длительной. Гулять надо медленно. Если дети затевают игры, не должно быть быстрого бега, прыжков.

Походы

Предположим, что вы ни разу не были в походе и не можете решиться на него без риска заблудиться. Попросите друзей взять вас с собой хотя бы в лес за грибами или на рыбалку. Совершив определенное число таких вылазок, вы преодолеете страх перед неизвестным и многому научитесь. Далее уже можно планировать и более продолжительные семейные походы. А может быть, разумнее всего поехать с одной из организованных групп, которые формируются отделом бюро путешествий и туризма или местным советом по туризму и экскурсиям, существующими во всех населенных пунктах нашей страны.

И все-таки для того, чтобы ваша мечта превратилась в быль, необходимо еще кое-что. А именно — надо знать себя. Да, именно себя. На что вы потенциально способны и что вам будет в радость, а не в тягость, особенно при участии в длительном походе или путешествии.

Для того чтобы оценить себя и свои скрытые возможности, прежде всего необходимо постараться объективно разобрать себя, как говорится, по косточкам. Самая легкая с первого взгляда и в то же время объективно наиболее трудная — это психологическая оценка, выявление так называемого психологического статуса.

Так вот, туризм тем и полезен, что вырабатывает у человека устойчивое психическое состояние, в быту — просто хорошее настроение.

Усвоив эти познания, не надо сразу же набивать рюкзак, чем попало, и выскакивать из дому, куда глаза глядят. Не во всех случаях физическое состояние позволяет тут же по поговорке «риск — благородное дело» идти в поход. В некоторых случаях не грех и с врачом посоветоваться.

Есть смысл сначала некоторое время потренироваться без рюкзака или велосипеда. Походить ежедневно по 1 —2 км, постепенно увеличивая продолжительность прогулки. Через два-три месяца вы будете уже физически способны пойти в поход- однодневку с товарищами или семьей, а то и выдержать двух-трехчасовую прогулку на лыжах по зимнему лесу.

Поход — путешествие до 3 дней, предусматривающее прохождение определенного маршрута пешком, на лыжах, лодках, велосипедах и т. д. с целью физической подготовки, познания края, общественно полезной деятельности.

Экскурсия — путешествие с использованием различных видов транспорта с познавательной задачей как основной.

Экспедиция — путешествие поискового характера с целью определение углубленного изучения каких-либо объектов (географических, археологических, геологических, исторических, природы, культуры, народного хозяйства и др.), а также оказания помощи различным научно-исследовательским или производственным учреждениям и организациям.

По сложности туристские путешествия подразделяются на некатегорийные и категорийные (по маршрутам I, II, III категорий сложности).

Пешие походы

Чем сложнее маршрут, тем тщательнее следует подбирать снаряжение для похода. Участникам походов нужно на экскурсионно-туристской станции ознакомиться с конструкцией, способом изготовления собственными силами и ремонта всех видов туристского снаряжения; заблаговременно приобрести или изготовить образцы и испытать их вместе с участниками, чтобы иметь полную уверенность в надежности каждого предмета.

Для походов по сильнопересеченной местности и с переправами через водные препятствия кроме обычного снаряжения (палаток, рюкзаков и пр.) надо брать на группу одну ручную пилу, два топора, основную капроновую и вспомогательную веревки по 30 м — одну на 4—5 человек.

Путь выбирает ведущий. В трудных условиях ведущим обычно назначается наиболее опытный турист, в более простых для практики можно назначать по очереди и всех остальных. Сзади идет замыкающий, задача которого — следить, чтобы никто не потерялся, помогать отстающим, если нужно — дать сигнал остановиться.

При расчете километража каждого дневного перехода учитываются условия движения. В план похода могут вноситься необходимые изменения и уточнения, обусловленные встречающимися в пути естественными препятствиями. Для пешеходных переходов характерны такие естественные препятствия, как лесные чащи с густым подлеском, бурелом, заросли кустарников, болота, переправы, сильнопересеченная местность, пески, стланик. Если, например, при передвижении по среднепересеченной открытой местности учащиеся старшего возраста могут проходить в день до 25 км, то в условиях бездорожья в гористой и таежной местности—всего 8—10, в лучшем случае— 15 км.

Надо иметь запасной вариант движения — на случай непредвиденных затруднений, выводящий кратчайшим путем к населенному пункту, дороге или в более легкую для движения местность. Прежде чем выводить группу, следует провести топографическую разведку местности.

Всегда избирается наиболее простой и безопасный путь. Используются дороги и тропы, русла рек, в залесенных горах — гребни, на травянистых склонах и осыпях — естественные ступени.

Большая осторожность нужна при передвижении по заболоченным участкам. Используются кочки, твердые места вблизи корней деревьев. По толстой сплавине (слою мха и остатков растительности над водой заросших водоемов) можно идти с шестами, соблюдая интервал между людьми. Через тонкие сплавины мостится гать.

Велосипедные походы

Лучше пользоваться легкодорожными велосипедами. Они могут быть оборудованы более вместительными багажниками и сумками, которые подвешиваются к багажнику и раме велосипеда. Перевозить вещи в рюкзаке на спине не следует — это неудобно, утомительно.

Костюм велосипедиста: плотные трикотажные трусы, шорты или брюки гольф, ковбойка, велосипедная шапочка, легкие туфли с твердой подошвой. На холодную погоду — Свитер и перкалевая куртка, шерстяная шапочка, кожаные перчатки. Желательно иметь легкие защитные очки с козырьком, как у мотоциклистов.

В походе туристы двигаются с интервалом 3—5 м. На тяжелых участках пути интервал увеличивают до 10 м, а на сложных спусках и более.

Впереди — ведущий, сзади — замыкающий, за ведущим едут менее подготовленные, в конце колонны — наиболее подготовленные участники похода.

Ведущий имеет карту (схему) маршрута, ему сообщается график движения. Заранее условленными сигналами (рукой, свистком) он сообщает группе о необходимости замедления хода, соблюдения особой осторожности, остановки. Если видимость ограничена (в лесу, в гористой местности, вечером), все повторяют эти сигналы для едущих сзади.

Замыкающий оказывает помощь отстающим, подает ведущему сигнал, когда необходима остановка всей колонны.

Руководитель находится в том месте колонны, где его присутствие наиболее необходимо в данный момент.

Привалы устраиваются после каждых 45—50 мин езды. Участники спешиваются, делают разминку, осматривают велосипед и груз, отдыхают сидя или лежа.

Техника и тактика езды по ровной местности и преодоления препятствий на велосипеде с грузом отличаются тем, что принимается несколько более высокая посадка (она менее утомительна), и из всех возможных способов выбираются те, которые наиболее безопасны.

Глубокие выбоины на дорогах проезжаются осторожно, чтобы не повредить велосипед. Шатуны лучше держать в горизонтальном положении. Нужно оберегать стопы от задевания носком о выступающие предметы (мелкие пеньки, камни, комки земли). При переезде через выступающие корни деревьев в лесу привстают на педалях.

Через препятствия (канавы, ручейки, болотца и пр.) велосипед переносят на плече. Иногда, в наиболее рискованных местах, приходится велосипед разгрузить и вещи перенести отдельно. На узких мостках, где велосипед вести трудно, натягивают веревочные перила.

Водные походы

Выбрав реку, составляют по карте (1:1000 000—1:500000) ее продольный профиль. Достаточно представить уклоны по 4—6 точкам (только для горных рек нужны более подробные данные).

С хорошо подготовленными группами для плавания по течению пригодны реки с уклоном до 3—3,5 м на километр, а на коротких (до 1,5 км) участках — даже с уклоном до 6—8 м на километр. Не рекомендуется плавать по рекам, уклон которых превышает 1,5 м на километр, если в группе есть новички. По трудности путешествия по рекам с уклоном 0,6—0,8 м на километр соответствуют примерно I категории, а по рекам с уклоном 0,9—1,5 м на километр — II категории.

При плавании против течения можно легко идти на веслах при уклоне до 0,6 м на километр. При уклоне до 1—1,2 м возможно движение лишь на плесах, а на перекатах и порогах делают проводку, идут на бечеве или на шестах.

С какого расстояния от верховья можно начинать сплав? На байдарках обычно можно начинать плыть: по рекам центральной части страны — с 40 км от истоков, на севере—с 25—30 км, на юге — с 60—70 км. Но по рекам, протекающим в заболоченной местности, можно начинать плавание со значительно более близкого расстояния (примерно с 10 км от истоков). Берега таких рек обычно обрывисты, дно их мягкое.

Для байдарки-двойки нужна глубина воды не менее 20 см, для лодок — даже меньше, так как меньше опасность повреждения дна; для плота с грузом —40—50 см.

Определив годный для плавания участок реки, измеряют по карте длину маршрута, и полученное расстояние умножают на коэффициент извилистости, который для равнинных рек составляет от 1,5 до 3, а для горных — от 1,3 до 2.

Весь маршрут разбивают на суточные переходы. Для этого устанавливают примерную среднюю скорость движения. Она обычно составляет на равнинных и болотистых реках при направлении по течению от 3 до 6 км/ч, против течения — от 2 до 4 км/ч. На реках с уклоном до 1 м на километр скорость движения примерно равна сумме скорости течения и собственной скорости лодки.

На шестах идут в легких лодках по 2—3, иногда по 4—5 человек. Двое помещаются в передней части лодки и толкают ее с разных сторон, третий на корме толкает с борта, ближнего к берегу, вдоль которого идут. Через каждые 20 мин меняются местами. Если же работают только двое, они располагаются на носу и на корме лицом к ближайшему берегу.

При плавании на байдарках по открытым водным просторам — морям, озерам и водохранилищам — важно уметь правильно производить посадку и высадку в условиях волнения. Рекомендуется следующий способ. Перед посадкой мелкие вещи размещают в лодке еще на суше. Прикрыв кокпит фартуком, вносят лодку на такую глубину, чтобы при откате волны она оставалась на плаву. Передний гребец стоит у носа или у второго шпангоута и удерживает байдарку против волн. Кормовой гребец укладывает крупные вещи, загружая сначала корму, потом нос и в последнюю очередь кокпит. Весла лежат на деке, вдоль фальшбортов.

Погрузив вещи, ждут менее высокую волну, и после того, как гребень прошел под носом байдарки, носовой гребец садится, закрывается фартуком и начинает грести, держа байдарку против волн. Кормовой гребец толкает байдарку вперед и садится на ходу.

Высаживаются, выпрыгивая около берега в воду на разные стороны, и вытягивают байдарку за фальшборты. Другой способ — выбросить лодку на берег, сидя на гребне волны. Как только волна схлынет, гребцы выскакивают. Кормовой приподнимает корму при подходе следующей волны, а носовой разгружает. Если следом идет большая волна, байдарку оттаскивают на ее гребне подальше на берег.

При движении против течения, если скорость течения 2—3 км/ч, можно идти на байдарке своим ходом со скоростью 2—3 км/ч. При скорости течения 4—4,5 км/ч лодку ведут на бечеве и проходят 2—3 км/ч. На шестах проходят 1,5—2,5 км/ч.

Кроме скорости движения учитывается сложность отдельных участков маршрута. График движения составляется так, чтобы каждый участок маршрута имел примерно одинаковую трудность. При таком экономном распределении сил можно делать дневку после 4—6-дневного перехода. Дневку целесообразно планировать при подходе к наиболее сложному участку пути, чтобы использовать свободное время для осмотра труднопроходимых мест, выбрать способ их прохождения, подготовить лодки.

По равнинным рекам судно ведется в главном потоке, обычно ближе к вогнутым берегам, у которых глубже. На малых быстрых реках пороги проходят, направляя судно на вершину треугольника, образуемого течением на сливе, а дальше — через гребни стоячих воли.

На больших быстрых реках плывут от мыса к мысу; на прямолинейных участках плесов — в главном потоке, а на подходах к препятствиям и при их преодолении — вне его. К поворотам подходят вдоль выпуклого берега (там меньше глубина и течение), чтобы сразу пристать к нему, если за поворотом окажется порог, теснина или другое серьезное препятствие.

На мелких местах часть команды спрыгивает в воду, держась за края плота. На больших порогах груз снимается, все сходят с плота и пускают его на длинной веревке.

Против течения лодку ведут ближе к выпуклым берегам, пересекают течение на плесах, где оно спокойнее. Для прохождения препятствий используют проводку, обнос или волок. Проводят лодку вдоль берега, у которого мельче, дальше идут вдоль него же, не пересекая главного потока.

Лыжные походы

При подготовке к лыжным походам, особенно многодневным, большое внимание должно быть обращено на снаряжение группы. В комплект личного снаряжения входят: обычное (трикотажное) или теплое (фланелевое, шерстяное) белье, шерстяной лыжный костюм, свитер, шерстяная или суконная куртка, штормовка, шерстяные и хлопчатобумажные носки, лыжная шапка и ушанка, лыжные ботинки с войлочными стельками, чехлы на ботинки (брезентовые или шерстяные) или валенки, шерстяные варежки и меховые рукавицы, лыжи с жестким или полужестким креплением, лыжные мази, мазь для ботинок, рюкзак, термос на 0,5—1 л, котелок, ложка (лучше деревянная), кружка набор ремонтных принадлежностей. Основное групповое снаряжение: палатка шатровая брезентовая (или две палатки-памирки и кусок брезента для их соединения), легкая печь (разборная, подвесная или печь-кухня), спальные мешки групповые, пила, топоры, лопаты, посуда, медикаменты альпинистская веревка и репшнуры, карта, компасы (для каждого), электрические фонари, свечи, запасные лыжи запасная одежда (аварийный запас), спички, сухой спирт ракетница.

Для учащихся маршрут должен предусматривать остановки в населенных пунктах, один привал в течение дня должен быть в теплом помещении. Через 45—50 мин необходим отдых 5—10 мин.

Для участия в лыжных походах обязательно специальное разрешение врача.

Не следует выходить в поход при сильном ветре. Если начинается ветер и крепчает мороз, необходимо надеть меховые рукавицы, чехлы на ботинки, маски на лицо, штормовку поверх лыжного костюма и направиться в ближайший населенный пункт.

В начале похода для сохранения сил рекомендуется избирать наиболее легкие пути: миновать крутые подъемы и спуски, участки глубокого рыхлого целинного снега, кустарники, использовать дороги, готовые лыжни.

При движении по целине лыжня прокладывается всеми участниками поочередно. Через 2—3 мин лидирующий отходит в сторону, пропускает группу и становится в хвост колонны. Если предстоит долго идти по целине, для прокладки лыжни можно выделить специальную группу из 3—4 человек, облегчив их рюкзаки. Есть еще один вариант: при выходе утром с бивака отправляют вперед 4—5 человек. В то время как основная часть туристов снимает палатку и укладывает вещи, они успевают проторить несколько километров лыжни. Через 1—1,5 ч их догоняют. Головная группа должна оставлять за собой условные знаки, чтобы идущие за ними не спутали направление. При поземке этот способ лучше, конечно, не применять. Но у лыжников головной группы должна быть с собой легкая палатка, спальные мешки, сухой запас продуктов.

При движении по сильнопересеченной местности, по снежной целине и по лесу груз участники несут в рюкзаках. Но в периоды, когда снежный покров уплотняется (обычно в феврале — марте), для транспортировки снаряжения, питания и другого груза, который может быть поручен туристам, целесообразно использовать легкие разборные нарты. Они изготавливаются из лыж и легких металлических креплений, на которые натягивается брезент.

За каждым туристом на все время похода закрепляются определенные предметы основного группового снаряжения: палатка, печь, кухонные принадлежности. Он обязан их сохранять и по мере необходимости приводить в порядок.

За 1—1,5 ч до ночлега выделяется бивачная группа. Она отправляется вперед, имея палатку, инструменты, посуду и продукты питания на ужин.

Бивак устраивается в защищенном от ветра месте. Вблизи должно быть топливо. Роют яму, утрамбовывают снег, настилают лапник, ставят палатку. Края палатки обкладывают снежными блоками. Затем роют площадку для костра и траншею к ней от палатки. Траншею и круг на 0,5 м от костра тоже застилают лапником. Вокруг костра укладывают чурбаки для сидения (из сухостоя).

Половина палатки отводится под постель. Все, что может служить термоизолирующим материалом, укладывают вниз. Наверх кладут спальные мешки. Ближе к выходу устанавливают печь. Телескопически соединенные трубы протягивают через всю палатку. В задней стенке палатки должен быть асбестовый круг, через него труба выводится наружу. Рюкзаки кладут в изголовье. В оставшейся части палатки образуется хозяйственная часть и склад топлива (короткие чурки).

Чтобы во время метели на палатке не намерзал лед, в нескольких сантиметрах над ней натягивают марлевый тент (можно просто набросить на палатку марлю). Под крышей протягивают тросик. Он держит полотно палатки. К нему привязывают проволоку, закрепляющую печку и трубы, на которой развешивается для просушки снаряжение.

Лыжи оставляют снаружи, воткнув глубоко в снег.

При отсутствии палатки, если вблизи есть источник воды, можно устраивать снежные хижины, набрызгивая воду на кучу рыхлого снега, которую прикрывают марлей или газетами. Из-под образовавшегося льда (8—10 см) через отверстие, которое потом будет дверью, лопатой выбирают снег. За 1,5—2 ч таким способом можно соорудить довольно вместительное убежище. На километр скорость движения будет определяться скоростью течения и временем, необходимым для осмотра труднопроходимых участков. Если уклон слишком большой (свыше 2 м на километр), на осмотры реки тратится настолько много времени, что скорость сплава падает до 1-2 км/ч.

Источник: techliter.ru
Поделиться с друзьями:
Мой Дом
Добавить комментарий