Какой кровельный материал выбрать, если во главу угла поставлена полная герметичность крыши? Конечно, металлическую кровлю. К данной категории относятся профнастил, металлочерепица и листовое или рулонное железо. Профнастил и металлочерепица монтируются с использованием довольно большого количества сквозных крепежей, что значительно снижает герметичность кровли. А вот листовое и рулонное железо крепится с помощью фальцевого соединения, полностью исключающего сквозные отверстия в кровельном материале. Именно о последней технологии и пойдет речь в данной статье. Устройство металлической кровли имеет ряд неоспоримых преимуществ: полную пожаробезопасность, легкий вес, эстетичность и долговечность. А на гладкой металлической поверхности не скапливается дождевая вода. Монтаж подобного покрытия требует использования специального инструмента, а профессиональные кровельные бригады даже приезжают на объект со своими станками, что значительно ускоряет проведение работ. Но обустроить металлическую кровлю можно и самому, для этого необходимо ознакомиться с приведенной ниже технологией и взять некоторый инструмент напрокат.
Конструкция металлической кровли
Виды металлической кровли
Монтаж металлической кровли
Обустройство стропил и обрешетки для металлической кровли
Гидроизоляция металлической кровли
Крепление металлической кровли
Установка снегозадержателей на металлической кровле
Молниезащита металлической кровли
Конструкция металлической кровли
Металлическая кровля укладывается на стропильную конструкцию с довольно частой обрешеткой. Расстояние между соседними планками обрешетки не должно превышать 25 см. Уклон скатов крыши должен быть от 16 до 30 °. Сверху обрешетки укладываются металлические листы, края которых соединяются так называемым фальцевым соединением.
Немного терминологии, которая используется при работе с фальцевой кровлей:
Слово «фальц» перекочевало к нам из немецкого языка, где «falz» означает «желоб» или «паз». Края листового железа заворачиваются, край одного из них как бы оборачивает край другого, затем соединение уплотняется. В итоге получается одно из самых надежных соединений, которые существуют на данный момент. Кстати, если Вам все еще не совсем понятно, что собой представляет фальц, вспомните жестяную консервную банку. Соединения фальцевой кровли точно такие же, как и края консервной банки, — прочные и абсолютно герметичные.
Картины или карты – это листы железа, соединенные между собой вдоль. Длина картины равна длине ската от конька до свеса. Для удобства и большей надежности карты длиннее 10 м не делаются. Картины могут быть набраны из кусков листового железа, а могут быть цельными, вырезанными под нужную длину из рулонного металла. Последний вариант более предпочтителен. Во-первых, потому что цельные картины удобнее использовать и крепить. А во-вторых, так увеличивается герметичность кровли.
Приготовление картин – нарезание под нужный размер и загибание краев для создания фальца лучше делать заранее, внизу, а на крышу поднимать уже готовый материал, который осталось только закрепить. Для изготовления карт используется специальное оборудование – станок, который загибает края (станок для изготовления самозащелкивающихся фальцев). Так что наверху только останется насадить один край на другой и соединить их вместе.
Кляймеры для закрепления металлической кровли к обрешетке изготавливаются из того же материала, что и картины. Это позволяет сделать все покрытие максимально долговечным, крепежные элементы не выйдут из строя раньше покрытия кровли и не будут корродировать. Кляймеры представляют собой полоску металла, один край которой закрепляется саморезом к обрешетке, а второй заводится между краями металлических листов и загибается в фальцевое соединение вместе с краями картин.
Фальцевые соединения бывают лежачими и стоячими, а также одинарными и двойными. Лежачие фальцы используют для соединения металлических листов в картину параллельно карнизу. Благодаря тому, что фальцы лежачие и максимально прижаты к плоскости крыши, вода легко стекает по кровле. Тем не менее, в последнее время стараются выполнять фальцевую кровлю вовсе без горизонтальных соединений, чтобы сделать ее идеально гладкой. Это позволяет сделать рулонная технология, когда лист металла отрезается сразу необходимой длины. Благодаря гладкой ровной поверхности не только хорошо стекает вода и не задерживается снег, но и минимизируется сама возможность коррозии вследствие застоя воды или попадания ее внутрь фальцевого соединения.
Стоячие фальцевые соединения используются в швах между картинами металла, параллельно стропилам. Стоячий двойной фальц считается самым надежным соединением, обеспечивающим максимальную прочность, долговечность и герметичность.
Кровельные рамки – специальный инструмент для заворачивания фальцевого соединения. Комплект из двух рамок позволяет сделать двойной фальц за два прохода. С помощью ручных рамок можно работать с листовым железом толщиной 0,5 – 0,8 мм. Ширина захвата каждой рамки равна 200 – 240 мм.
Если кровельные рамки – это инструмент для ручной работы, то полуавтоматические закаточные машинки и электрические фальцезакаточные машинки призваны минимизировать ручной труд и увеличить производительность. Их используют на больших объектах.
Костыли – деревянные Т-образные элементы, которые в самом начале монтажа кровельного материала прибиваются к карнизу и используются для удержания листов металла на крыше. Попросту, они не дают картинам падать вниз.
Для боковых, верхних и нижних соединений металлической кровли используются доборные элементы, как например, ветровые планки, поджелобные планки, снегозадержатели и конек. Они обязательно должны быть изготовлены из того же материала, что и сама кровля.
Виды металлической кровли
Фальцевая кровля может быть выполнена из различных металлов, которые отличаются свойствами и эксплуатационными характеристиками.
Оцинкованная сталь обладает относительно высокой антикоррозионной стойкостью и способна прослужить в качестве кровли не менее 30 лет (30 – 50 лет). При работе с этим материалом необходимо неустанно следить за тем, чтобы ни в коем случае не повредить цинковое покрытие, иначе коррозии не избежать. Для продления срока службы оцинкованной стали используется краска для металлической кровли, которой покрывается кровля раз в 3 – 5 лет (первый раз через 7 – 10 лет).
Оцинкованная сталь с полимерным покрытием больше защищена от влияния негативных атмосферных факторов. Например, такое покрытие как «пурал» уже стало именем нарицательным. Пурал представляет собой покрытие из полиуретана и полиамида и обладает повышенной прочностью, а также устойчивостью к ультрафиолетовым лучам. Всего существует порядка 17 цветовых решений покрытий из пурала, среди которых и есть и матовые, придающие кровле уникальный мягкий оттенок. Помимо пурала оцинковку покрывают полиэстером и пластизолом. С такой кровлей нужно быть максимально осторожным и стараться не повредить покрытие в процессе монтажа.
Алюминий несколько дороже оцинкованной стали, но используется для покрытия кровли по причине того, что не поддается коррозии, не меняет со временем цвет и очень пластичен. Благодаря уникальной пластичности алюминия им легко покрывать скаты сложной формы, материал легко гнется в местах переломов профиля. Срок службы алюминиевой кровли порядка 100 – 150 лет.
Медь считается самым долговечным и дорогим материалом, который можно использовать для покрытия крыши. Со временем на поверхности меди появляется патина – результат окисления металла, защищающая сам металл от влияния окружающей среды. Цвет патины со временем меняется. Поэтому медная крыша сначала бывает огненно-красной, а со временем приобретает матовый зеленоватый оттенок и даже темно-малахитовый. Именно за это эстетическое свойство хамелеона медь любят использовать для покрытия памятников архитектуры и значимых сооружений. Срок службы кровли из меди может быть от 100 до 200 лет, а максимально зафиксированный срок составляет 700 лет.
Титан-цинк – это современная разработка, используется для кровли относительно недавно. Несмотря на то, что цинк прекрасно противостоит коррозии, у него есть недостаток – хрупкость. Это не дает возможности использовать оцинкованную сталь в сложных формах или узлах, где нужна пластичность. Материал под названием «титан-цинк» состоит на 99,95 % из цинка, 0,03 % меди и алюминия, 0,02 % титана, придающего металлу прочность. Срок службы титан-цинковой кровли составляет примерно 70 – 100 лет, в более агрессивных условиях, например, вблизи водных объектов – 50 – 70 лет. Но в процессе монтажа с титан-цинком необходимо быть предельно осторожным: по нему нельзя ходить, царапать или стучать. Также учтите, что этот материал не любит соседства других металлов и некоторых пород древесины.
Для покрытия крыш берется металл толщиной 0,5 – 1,5 мм. Легче работать с более тонкими материалами, так как их легче гнуть и заворачивать, не оставляя щелей. Если же планируется из этого же металла делать доборные элементы, то рекомендуемая толщина листа равна 0,6 – 0,8 мм. Более детальные требования для различных случаев можно узнать из СНиП II-26-76. Кстати, строительные нормы не запрещают изменять форму металла для кровли, например, изгибать и делать фигурные элементы. А вот изменение формы оцинкованного листа не рекомендуется, так как это может нарушить монолитность цинкового покрытия.
Как уже писалось выше, фальцевая кровля укладывается в основном на скаты с углом наклона от 16 до 30 °, но также возможна плоская металлическая кровля. Это налагает определенные ограничения и немного изменяет технологию укладки материала, так как необходимо обязательно обустроить качественный водосток со всей площади крыши. Также в процессе заворачивания фальцевого соединения используется герметик для металлической кровли, чтобы максимально обезопасить соединение от протечек.
Монтаж металлической кровли
Фальцевая кровля – тот вид покрытия, обустройство которого необходимо доверить профессионалам. И не просто кровельщикам, а только тем бригадам, которые имеют опыт работы именно с фальцевой металлической кровлей. Это связано с массой нюансов, а также потребностью в профессиональном оборудовании, облегчающем монтаж.
Современный рынок может предложить готовые металлические листы с загнутыми для фальца краями стандартной длины 2,5 м и более. После приобретения их останется только соединить между собой. Но этот способ не самый лучший.
Значительно более предпочтительной будет покупка рулонной оцинкованной стали, того же пурала, например, или меди. Непосредственно на объекте необходимо будет нарезать листы необходимой длины, равной длине от конька до карниза плюс 50 – 100 мм, необходимых для обустройства фальцев на месте конька и под карнизным свесом. На специальном фальцегибочном станке можно завернуть края листа для дальнейшего их соединения между собой.
Далее представлена унифицированная технология монтажа фальцевой кровли.
Обустройство стропил и обрешетки для металлической кровли
Обустройство стропильной конструкции для фальцевой кровли ничем не отличается от стандартной технологии. Ставить стропила слишком часто не имеет смысла, так как кровельный материал очень легкий. А вот обрешетку необходимо выполнить с шагом 200 – 250 мм из бруса 50х50 мм или 50х100 мм. Такая частота необходима для того, чтобы минимизировать деформации металла кровли в процессе эксплуатации, монтажа и ремонта. Так ноги кровельщика будут всегда наступать на то место, где под металлом находится доска обрешетки, и металл не будет прогибаться и деформироваться.
Если крыша плоская, то обрешетку необходимо сделать сплошной.
Конек выполняется из двух досок, которые сходятся в одну точку двумя краями. А карниз необходимо сделать сплошным, из 3 – 4 сколоченных досок.
Гидроизоляция металлической кровли
Чтобы минимизировать появление и скапливание конденсата на тыльной стороне кровельного материала крышу необходимо гидроизолировать. Если крыша была утеплена, то на стропила прибивается обрешетка, а сверху обрешетки крепится гидроизоляционная супердиффузионная мембрана, которая не пропускает воду внутрь, но выпускает изнутри пар. Гидроизоляция начинает закрепляться снизу вверх, стыки выполняются с нахлестом 100 – 150 мм и склеиваются строительным скотчем. Пленку следует крепить с небольшим провисом, чтобы в случае наступления сильных морозов, она не порвалась из-за того, что сильно сузилась и натянулась между креплениями. Кстати закреплять ее можно саморезами и дюбель-гвоздями с широкой шляпкой.
Сверху гидроизоляционной мембраны набивается контробрешетка с указанным выше шагом. Так будет сформировано два вентиляционных зазора: один – между утеплителем и гидроизоляцией, а другой – между гидроизоляцией и кровельным металлом.
Крепление металлической кровли
Монтаж кровельного железа начинается с установки костылей. Их прибивают к карнизу с шагом 70 см, они будут удерживать картины металла, чтобы те не упали в процессе монтажа. Деревянные костыли можно заменить стальным уголком 50 – 60 мм, который крепится по карнизному свесу. Такой способ даже несколько удобнее, так как нет необходимости выверять костыли, чтобы они ровно располагались на одной линии.
Наверх поднимается первая картина с готовыми загнутыми краями. Ее укладывают рядом с фронтоном так, чтобы образовался свес 40 – 50 мм. Лист выравнивается так, чтобы для перехода через конек оставалась кромка 30 мм (на противоположном скате кромка должна быть 60 мм).
Кляймеры крепятся с той стороны, где будет прикладываться второй лист металла. Кляймер закрепляется к обрешетке саморезом 4х50 мм в том месте, которое перекроется листом металла. В итоге должно получиться так, загнутая кромка металла должна находиться в непосредственной близости с вертикальным краем кляймера. Все кляймеры крепятся с шагом 500 – 600 мм.
Поднимается вторая картина и устанавливается рядом с первой так, чтобы ее загнутый край надевался на загнутый край первой картины (для самозащелкивающихся фальцев). Если края картин ровные, не самозащелкивающиеся, то края первой и второй картин просто должны располагаться в непосредственной близости, между ними должен быть зажат кляймер. Далее с помощью кровельных рамок или другого профессионального инструмента выполняется фальц. Обычно это занимает два прохода ручным инструментом, туда и обратно.
Внутри фальца загибается и кляймер, поэтому соединение получается очень крепким.
Важно! Если дом будет эксплуатироваться во влажном климате или вблизи водоемов, то все соединения можно дополнительно загерметизировать, используя герметик для металлической кровли. Это может быть, например, силиконовый герметик Tytan. Удобнее всего наносить его на полоску стеклоткани, шириной равной ширине загнутой кромки, и приклеивать данную полоску к кромке металла перед выполнением фальцевого соединения.
Со второго края второй картины также прибиваются кляймеры, затем поднимается третья картина и процедура повторяется.
В местах примыкания картин к фронтонам крепится специальный элемент – ветровая планка боковая, а затем боковая планка верхняя. Данные элементы могут закрепляться как насквозь саморезами, так и с помощью фальцевых соединений (последнее очень сложно).
После того как все картины на обоих скатах будут уложены и закреплены, выполняется конек, который может быть вентилируемым и невентилируемым. Как они выполняются можно посмотреть на фото. Также обратите внимание, как по-разному выполнена вентиляция конька.
В последнюю очередь выполняются карнизные свесы и крепятся желоба для стока дождевой воды. Кромка фальцевой картины отворачивается вниз, чтобы легко стекала вода.
Установка снегозадержателей на металлической кровле
Установка ограждений и снегозадержателей на фальцевых кровлях обязательна и регламентируется п.8.11. СНиП 21-01-9. Снегозадержатели необходимы для того, чтобы снег не сходил с крыши лавинообразно, грохоча по крыше. К тому же, велика вероятность травмирования пешехода, находящегося внизу. Элементы снегозадержателей крепятся на стоячие фальцы с помощью саморезов или винтов. Ограждения же выполняются из профильных труб.
Молниезащита металлической кровли
В связи с тем, что металлическая кровля является токопроводящей и привлекает к себе разряды молнии, ее обязательно необходимо заземлить и обустроить молниезащиту. Дело в том, что при попадании молнии в металлическую кровлю, не только выйдут из строя все электроприборы, но и раскалится сама кровля, а под ней перегреется деревянная обрешетка, что может привести к неминуемому пожару.
На самом высоком месте крыши закрепляют молниеприемник. Это может быть:
-
Металлический штырь;
Металлический трос, натянутый вдоль конька крыши;
Специальная молниезащитная сетка.
Лучше всего использовать металлический штырь высотой 0,2 – 1,5 м, сечением 100 мм2, диаметром 10 мм. Штырь устанавливается вертикально и должен быть изготовлен из стойкого к коррозии металла – меди, алюминия, дюралюминия. Металл нельзя покрывать лакокрасочными материалами.
Токоотвод используется для отведения молнии от молниеприемника к месту заземления. Это может быть стальная проволока диаметром 6 мм, которую приваривают к молниеприемнику и спускают вниз по стенкам. При этом стоит избегать мест рядом с окнами и дверьми и ни в коем случае не сгибать проволоку, это может привести к появлению заряда. К стенам токоотвод прибивают специальными скобами.
Заземление металлической кровли может представлять собой заземляющий контур из металлических штырей, вбитых в землю на глубину 1,5 – 2 м и соединенных между собой в контур. Располагать такое заземление необходимо на расстоянии 1 м от дома и 5 м от дорожек, крыльца и других мест, где ходят люди. Штыри должны иметь толщину стенки не менее 3 мм и быть изготовлены из стали или меди. Стальные прутья быстро ржавеют, поэтому раз в 3 года их необходимо проверять и заменять по мере необходимости. Кстати, не забывайте, чем более влажный грунт, тем лучше для заземления, поэтому в слишком жаркую засушливую погоду не лишним будет поливать заземляющий контур со шланга.
Обустройство металлической кровли лишь кажется очень простым, лучше доверить его выполнение профессионалам, знающим все тонкости. Ведь в случае ошибки с Вашей стороны, если вы все же решитесь выполнять монтаж самостоятельно, уже спустя короткое время кровельный материал может выйти из строя. Учитывая не самую низкую стоимость кровельного металла, эти потери будут больше, чем стоимость работы специалистов. Не скупитесь – обратитесь к профессионалам.
Источник: